Двигатель автомобиля: терминология
двигатель автомобиля терминология
Двигатель автомобиля⁚ терминология
Двигатель автомобиля – это сердце машины, отвечающее за преобразование энергии топлива в механическую работу, приводящую в движение колеса. Понимание основных терминов, связанных с двигателем, поможет вам лучше разобраться в его работе, а также в случае необходимости провести грамотную диагностику.
Основные компоненты двигателя
Двигатель автомобиля – это сложная система, состоящая из множества взаимосвязанных элементов. Для удобства их можно разделить на несколько основных групп⁚
- Блок цилиндров – это основа двигателя, в которой располагаются цилиндры. Внутри цилиндров движется поршень, преобразуя энергию взрыва топливно-воздушной смеси в механическую работу. Блок цилиндров изготавливается из чугуна или алюминия, а для повышения прочности и долговечности может дополнительно обрабатываться специальными покрытиями.
- Поршни – это подвижные элементы, которые перемещаются внутри цилиндров. Поршни соединены с шатунами, передающими силу от поршня к коленчатому валу. Поршни изготавливаются из легких и прочных материалов, таких как алюминий или сплавы, способные выдерживать высокие температуры и нагрузки.
- Шатуны – это связующее звено между поршнем и коленчатым валом. Они представляют собой стальные стержни, которые соединяют поршни с коленчатым валом, передавая от них вращательное движение. Шатуны изготавливаются из высокопрочной стали, способной выдерживать высокие нагрузки.
- Коленчатый вал – это вращающийся элемент, который преобразует возвратно-поступательное движение поршней во вращательное. Коленчатый вал изготавливается из высокопрочной стали и имеет сложную конструкцию, включающую в себя шатунные шейки, коренные шейки и противовесы.
- Головка блока цилиндров – это верхняя часть двигателя, которая закрывает цилиндры и содержит механизмы газораспределения и систему впрыска топлива. Головка блока цилиндров изготавливается из алюминия или чугуна, а для повышения прочности может иметь специальное покрытие.
- Распределительный вал – это вращающийся элемент, который управляет открытием и закрытием клапанов двигателя. Распределительный вал изготавливается из стали и имеет кулачки, которые взаимодействуют с толкателями клапанов.
- Клапаны – это элементы, которые открываются и закрываются, регулируя поступление топливно-воздушной смеси в цилиндры и выход отработанных газов. Клапаны изготавливаются из жаропрочных сталей и могут иметь различные формы и размеры в зависимости от типа двигателя.
Система питания
Система питания двигателя – это комплекс элементов, отвечающих за подачу топлива в цилиндры и его смешивание с воздухом. Правильная работа системы питания напрямую влияет на мощность, экономичность и экологичность двигателя. Основные элементы системы питания⁚
- Топливный бак – это резервуар, в котором хранится топливо. Топливный бак может быть изготовлен из стали, алюминия или пластика. В нем может быть установлена система вентиляции, предотвращающая образование вакуума и взрывоопасных паров.
- Топливный насос – это устройство, которое перекачивает топливо из бака к двигателю. Топливный насос может быть механическим или электрическим. Механические топливные насосы приводятся в движение от коленчатого вала двигателя, а электрические – от электросети автомобиля.
- Топливный фильтр – это устройство, которое очищает топливо от грязи, пыли и других примесей. Топливный фильтр может быть установлен в топливном баке, в топливной магистрали или в топливном модуле.
- Топливная магистраль – это система трубок и шлангов, которые соединяют топливный бак, топливный насос, топливный фильтр и топливные форсунки.
- Топливные форсунки – это устройства, которые распыляют топливо в цилиндры двигателя. Топливные форсунки могут быть механическими или электронными. Механические топливные форсунки управляются давлением топлива, а электронные – электронным блоком управления.
- Воздушный фильтр – это устройство, которое очищает воздух, поступающий в двигатель. Воздушный фильтр может быть бумажным или тканевым. Бумажные воздушные фильтры одноразовые, а тканевые – многоразовые.
- Дроссельная заслонка – это устройство, которое регулирует количество воздуха, поступающего в двигатель. Дроссельная заслонка управляется педалью газа.
Система зажигания
Система зажигания – это ключевой элемент двигателя внутреннего сгорания, отвечающий за воспламенение топливно-воздушной смеси в цилиндрах. Она обеспечивает своевременную и эффективную подачу искры, необходимой для запуска процесса сгорания. Основные элементы системы зажигания⁚
- Свеча зажигания – это устройство, которое создает электрическую искру, воспламеняющую топливно-воздушную смесь в цилиндре. Свеча состоит из изолятора, электродов (центрального и бокового) и корпуса. Именно между электродами возникает искра, поджигающая топливо.
- Катушка зажигания – это устройство, которое преобразует низкое напряжение бортовой сети автомобиля в высокое напряжение, необходимое для образования искры на свече. Катушка состоит из первичной и вторичной обмоток, а также сердечника из ферромагнитного материала.
- Распределитель зажигания – это устройство, которое распределяет высоковольтное напряжение от катушки зажигания к свечам зажигания в нужном порядке. Распределитель состоит из крышки, бегунка, ротора и вала. Ротор вращается синхронно с коленчатым валом двигателя, направляя ток на соответствующую свечу в зависимости от положения поршня в цилиндре.
- Электронный блок управления (ЭБУ) – это «мозг» системы зажигания, который управляет работой всех ее элементов. ЭБУ получает информацию от различных датчиков двигателя (датчика положения коленчатого вала, датчика положения распределительного вала, датчика детонации и др.) и на основе этих данных выдает команды на катушку зажигания, определяя момент и продолжительность искры.
Современные системы зажигания, как правило, электронные, что обеспечивает более точное управление моментом зажигания и оптимизирует работу двигателя.